Главная » Статьи » Мои статьи

Совершенствование практического обучения в средних специальных учебных заведениях

Совершенствование практического обучения в средних специальных учебных заведениях в свете реализации стандартов третьего поколения

Журнал "Учитель Башкортостана" №1 2015

Р.Ф. Хусаинов,

кандидат биологических наук, преподаватель ветеринарных дисциплин ГБОУ СПО «Стерлитамакский сельскохозяйственный техникум»

 

Федеральные Государственные образовательные стандарты, реализуемые в средних специальных учебных заведениях, имеют значительный потенциал в области подготовки специалистов среднего звена для сельского хозяйства. Повышение темпов производства сельскохозяйственной продукции для обеспечения продовольственной безопасности страны возможно только имея в достаточном количестве квалифицированный персонал рабочих среднего звена. Государственные образовательные стандарты ставят перед средними специальными учебными заведениями именно такую задачу.

Современная экономическая ситуация в стране, политические реалии ставят задачи нового уровня для профессионального образования. Важная роль в подготовке специалистов среднего звена возложена на среднее специальное образование. Именно техникумы и колледжи готовят основную массу специалистов, рабочих, фермеров и служащих, производящих национальный продукт, обеспечивающих реальный сектор экономики. Российское продовольственное эмбарго, введённое указом президента России от 6 августа 2014 года, поставило задачу повышения эффективности производства сельскохозяйственной продукции.

Стерлитамакский сельскохозяйственный техникум осуществляет качественную подготовку специалистов для сельского хозяйства на собственной производственной базе, а также в передовых хозяйствах республики и страны.

Техникум  был открыт 6 октября 1921 года и по первоначальному замыслу организовался как среднее училище с двумя подготовительными группами и четырьмя специальными классами. 4 сентября 1957 года техникум был переименован в Стерлитамакский зооветеринарный техникум, в связи с переводом в г. Стерлитамак на базу ликвидированной  Советско - Партийной школы. 11 апреля 1972 года на базе Стерлитамакского зооветеринарного техникума, учебно-производственного хозяйства техникума и совхоза «Заливной» был создан первый в Башкирии совхоз - техникум. В марте 1985 года учебная часть Стерлитамакского совхоза-техникума переехала в новый учебный корпус в с. Наумовка.

Стерлитамакский сельскохозяйственный техникум является государственным бюджетным образовательным учреждением среднего профессионального образования, подведомственным Министерству образования Республики Башкортостан, имеет статус юридического лица и реализует основные  профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового уровня.

Студенты Стерлитамакского сельскохозяйственного техникума занимают призовые места в конкурсах профессионального мастерства республиканского и российского уровней.

Наши выпускники поступают в высшие учебные заведения, такие как Башкирский государственный аграрный университет г.Уфа, Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии им.Скрябина, Оренбургский государственный аграрный университет и другие профильные ВУЗы.

В адрес техникума приходят благодарственные письма  от руководителей хозяйств за хорошую подготовку студентов  от Ишимбайской районной и городской ветеринарной станции, Башкирского научно – исследовательского центра по пчеловодству и апитерапии, Стерлитамакской  межрайонной ветеринарной станции, ООО Птицефабрика «Ашкадарская», ГУСП «Стерлитамакское» РБ, ОАО «Зирганская МТС» и многих других.

Согласно требованиям образовательных стандартов третьего поколения обязательная часть основной профессиональной образовательной программы по циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний,  необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования.

Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входят один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика и (или) производственная практика (по профилю специальности).

Практика является обязательным разделом основной профессиональной образовательной программы по специальности. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практикоориентированную подготовку обучающихся. При реализации основной профессиональной образовательной программы по специальности предусматриваются следующие виды практик: учебная практика и производственная практика. Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики. Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся образовательным учреждением при освоении студентами профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей. Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся. Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

Образовательные стандарты третьего поколения ставят перед учебными заведениями задачи нового уровня. Реализация образовательных стандартов требует значительных материальных затрат для обеспечения учебного процесса. Стандарты нового поколения имеют практикоориентированную направленность. Диапазон допустимых значений практикоориентированности для основных профессиональных образовательных программ базовой подготовки составляет 50-65%.

В ГБОУ СПО «Стерлитамакский сельскохозяйственный техникум» большое внимание уделяется практическому обучению, на которое отводится более 60% учебного времени. Производственное обучение в техникуме организовано в соответствии со следующими разработанными  документами:

- планом-графиком производственного обучения;

- рабочими программами по видам практик по специальностям, которые разработаны преподавателями, рассмотрены и утверждены цикловыми комиссиями, согласованы с работодателями;

- договорами, заключенными с базовыми и другими предприятиями;

- приказами по распределению студентов по местам прохождения практики и о назначении руководителей практик.

Все виды практик распределены по специальностям, курсам и семестрам в соответствии с учебным планом и графиком практического обучения. Руководство практическим обучением осуществляют опытные преподаватели и мастера производственного обучения.

Необходимым условием эффективного проведения практического обучения является наличие производственно-технической базы. В техникуме имеются четыре общежития, рассчитанных на 904 проживающих, студенческая столовая на 220 посадочных мест, учебный корпус на 1060 обучающихся, ветеринарная клиника, производственные мастерские, кузнечный и токарный цеха, автотрактородром, плодово-ягодный сад, учебная теплица и коллекционный участок. В настоящее время ГБОУ СПО «Стерлитамакский сельскохозяйственный техникум» обладает достаточным потенциалом для реализации образовательных стандартов третьего поколения. Большая производственная база позволяет на должном уровне проводить учебные и производственные практики по всем имеющимся специальностям. В ветеринарной клинике содержатся животные, используемые на занятиях по ветеринарным дисциплинам; манеж, оборудованные лаборатории для проведения практических и лабораторных занятий, патологоанатомический  и анатомический музеи, вскрывочная и операционная. Для диагностических исследований животных приобретены  современный ультразвуковой сканер и другое необходимое оборудование для обучения студентов  по специальности «Ветеринария». Плодово-ягодный сад площадью 34,5  га, опытно-коллекционный участок и учебная теплица позволяют студентам по специальности «Агрономия» получать практические навыки на уровне, соответствующем требованиям ФГОС. Выставочный зал для демонстрации сельскохозяйственной техники имеет два комбайна CASE, полученных от ГУП МТС «Башкирская», комбайн ДОН-1500, учебные тракторы ЛТЗ-155, МТЗ-80, МТЗ-82, ДТ-75М, Т-70С, которые используются для проведения практик по специальности «Механизация сельского хозяйства». Техникум имеет два учебных гаража, где находятся шиномонтажный и диагностический центры, а также  все необходимое оборудование для проведения практик по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта». Для индивидуального обучения на водителя автомобиля категории «В» имеются учебные автомобили марки ВАЗ-2104, ВАЗ-21102. обучение по индивидуальному вождению проводится на типовом автотрактородроме.  Для обслуживания учебных практик, проводимых в базовых предприятиях и организациях района и города,  в распоряжении студентов находятся  два пассажирских автобуса и два микроавтобуса.

Согласно требованиям Государственных стандартов, рабочие программы утверждает работодатель, экзамены (квалификационные) принимает работодатель, профессиональные компетенции на производственной практике оценивает тоже работодатель. Начальным и средним профессиональным учебным заведениям необходимо тесно сотрудничать с предприятиями и организациями, которые завтра будут принимать на работу сегодняшних студентов. Ведущим звеном в оценке результатов обучения профессиональным навыкам теперь становится работодатель.

ГБОУ СПО «Стерлитамакский сельскохозяйственный техникум» проводит обучение по пяти специальностям: 110809 «Механизация сельского хозяйства», 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», 111801 «Ветеринария», 230115 «Программирование в компьютерных системах», 110401 «Агрономия».

Несмотря на то, что в Стерлитамакском сельскохозяйственном техникуме имеется  достаточная материально-техническая база для реализации стандартов третьего поколения,  необходимо совершенствовать  практическое обучение в области адаптации к сезонным особенностям сельскохозяйственного производства и с целью активного  привлечения работодателей в учебный процесс.

Специальность 111801 «Ветеринария» имеет свои сезонные особенности в проведении учебных и производственных практик. Массовые профилактические обработки проводятся, в основном, в период с февраля по апрель и с октября по ноябрь. Зимние и летние лечебные и профилактические работы, как правило, не носят массового характера. Данный график массовых профилактических обработок вполне совместим с графиком учебного процесса и очень хорошо вписывается во все учебные планы. Для обеспечения качественного проведения учебного процесса необходимо развивать сотрудничество с передовыми хозяйствами республики, обладающими современными технологиями производственного процесса и достаточную материально-техническую базу. Для специальности «Ветеринария» в Стерлитамакском районе достаточную базу для проведения практик имеет ГУСП совхоз «Рощинский», СПКК им. Калинина, ГУСП «Стерлитамакское».

Специальность 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» имеет свои особенности в проведении производственных практик.  Март и апрель являются периодом подготовки к государственному техническому осмотру автомобильного парка хозяйств. Учебные и производственные практики по этой специальности проводятся в это время на таких современных предприятиях как ГУП «Башавтотранс», ГБУЗ РБ «Санитарный автотранспорт», ООО «Автопарк», ОАО «КАМАЗ» г.Набережные Челны.

Специальность  110809 «Механизация сельского хозяйства»: сезонность работ определяется подготовкой сельскохозяйственной техники к полевым работам в зимний период. Участие в посевных работах в апреле и мае хорошо вписывается в учебный процесс, а осенняя производственная практика приурочена к уборке урожая.

Специальность 230115 «Программирование в компьютерных системах» не имеет сезонных особенностей, требует минимум вложений в организацию производственного обучения. Трудности практического обучения по этой специальности состоят в том, что в Стерлитамакском регионе недостаточно специализированных предприятий, которые могут обеспечить практику студентов по этой специальности достаточным разнообразием работ. Производственную практику студенты этой специальности проходят в специализированных предприятиях городов Башкирии.

Специальность 110401 «Агрономия» имеет больше всего сезонных особенностей. Причем сезонные работы по этой специальности не вполне вписываются в учебные планы. Самая напряженная пора для агронома – июнь, это период обработок  и ухода за посевами, а август – время уборочных работ. В это время студенты находятся на экзаменационной сессии или на каникулах, т.е. не принимают участия в этих видах работ. Это компенсируется производственной практикой на четвертом курсе обучения.

Согласно учебным планам часть учебных практик проводится рассредоточено, часть концентрированно. Основная часть учебных практик проводится по заявкам производства. Первичные профессиональные навыки студенты получают на практических  и лабораторных занятиях,  далее для закрепления проводятся учебные практики на собственной базе или в хозяйстве в зависимости от вида выполняемых работ. Учебные практики распределены по 6 часов. Для совершенствования  профессиональных умений и навыков студенты выезжают на производство для выполнения конкретных видов работ по заявкам работодателей. Данный вид практик проводится несколько дней подряд и носит блочный характер, и может продолжаться до нескольких недель в зависимости от специальности. Например, студенты по специальности «Механизация сельского хозяйства» проводят подготовку сельскохозяйственной техники к посевной в течении  нескольких недель, студенты специальности «Ветеринария» проводят осенние и весенние лечебно-профилактические мероприятия в хозяйствах в течении 2-3 недель. А студенты специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» проходят практику в ОАО «КАМАЗ» на технологической линии сборки в течение 6 недель.

Методические указания по производственной практике и задания для выполнения курсовых работ раздаются студентам до отправки на практику. По возвращении в техникум после производственной практики студенты сдают отчет по проделанной работе. Программу прохождения производственной практики утверждает работодатель, оценивает качество выполненных работ на производственной практике тоже работодатель. Отчет содержит дневник, заполненные технологические карты, отчетную часть и приложения. Работодатель оценивает профессиональные компетенции студентов, отработанные на практике, в форме отзыва от предприятия.

Все специальности проводят научно-практические конференции по итогам производственной практики с приглашением специалистов из хозяйств, где студенты проходили практику. На конференциях рассматриваются вопросы современных технологий ведения хозяйства, организации сельскохозяйственного производства, новшества и новинки, имеющиеся на производствах. Студенты делятся своими впечатлениями о прохождении производственной практики.

Важным моментом в приобретении опыта работы по специальности является прохождение стажировки обучающимися в передовых хозяйствах страны и за рубежом. По вопросам стажировки студентов за рубежом техникум сотрудничает с Российской Академией кадрового обеспечения АПК. В настоящее время  наши студенты проходят стажировку в фермерских хозяйствах Германии и Швеции. На сегодняшний момент в Германии прошли стажировку 63 студента, в Швеции – 14 студентов. Многие из проходивших стажировку студентов после окончания техникума организуют собственные фермерские хозяйства, внедряя полученные знания на практике.

Необходимо продолжить практику прохождения зарубежных стажировок студентов, а также организовать стажировку в передовых хозяйствах и предприятиях России по наиболее востребованным для отрасли  специальностям 10809 «Механизация сельского хозяйства», 110401 «Агрономия», 111801 «Ветеринария».

Таким образом, в Стерлитамакском сельскохозяйственном техникуме реализуются Федеральные образовательные стандарты нового поколения, которые дадут новый толчок к повышению производства сельскохозяйственной продукции в стране.

Категория: Мои статьи | Добавил: veterinare (26.11.2014)
Просмотров: 1687 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar